Поезда в столичном метро ходят с интервалом всего в пару минут, нагрузка на пути поистине титаническая. Поэтому их постоянно проверяют, используя для этого особые диагностические поезда. Как это работает, выяснил корреспондент «ЗБ».
Чёрные полосы и яркие точки
У жёлто-красного поезда «Синергия-2» пять вагонов. Диагностическое оборудование размещено в первых двух. Пространство здесь напоминает офис IT-компании: на столах множество больших мониторов, разных приборов. Остальные три вагона — технические: обеспечивают безопасность при движении состава.
Выпускник Российского университета транспорта в Марьиной роще Александр Рыбаков работает инженером на «Синергии-2» уже больше 10 лет. Он показывает мне на мониторе результаты недавней проверки путей на участке оранжевой ветки в районе станции «Рижская». На экране чёрные полосы — это значит, что с рельсами всё в порядке.
Повреждения были бы отмечены яркими цветами. Для примера Александр показывает результаты проверки на Таганско-Краснопресненской линии. Поначалу вижу только чёрные полосы, затем на них появляется россыпь бирюзовых точек. Что же это? Чтобы узнать точно, смотрим видеосъёмку, которая ведётся во время проверки (камеры закреп лены снизу на корпусе вагона). Оказывается, бирюзовыми точками обозначен кусочек чуть сточенного рельса. Этот дефект устранили следующей же ночью. Иначе рельс продолжил бы стачиваться и впоследствии мог бы лопнуть.
Идеальная геометрия
«Синергии-2» проверяет не только целостность путей, но и их расположение. Одно из ключевых требований — рельсы должны идти параллельно друг другу. Не допускаются даже малейшие искривления. Мне показывают результаты проверки на Большой кольцевой линии между станциями «Савёловская» и «Марьина Роща». На мониторах — графики с прямыми, ровными линиями: геометрия путей в идеальном состоянии. Логично, ведь БКЛ открыли в прошлом году, пути новые.
А в соседнем вагоне идёт диагностика электрики. Наблюдаю за происходящим по монитору специалиста Екатерины Бурмистровой. В это время «Синергия-2» идёт по Таганско-Краснопресненской линии. Вижу пассажиров, стоящих на платформе. Открытые участки их тел (головы, шеи) окрашены в красный цвет. Екатерина объясняет: на составе установлен тепловизор, людей он определяет как источники тепла.
Тепловизор нужен, чтобы увидеть в тёмных тоннелях участки с нагревающейся проводкой, их помечают красным цветом. Частая причина этих неисправностей — плохой контакт. Екатерина говорит, что такой участок обнаружили во время недавней диагностики Таганско-Краснопресненской линии. Отремонтировали в ту же ночь.
Раз в неделю — по каждой ветке
В столичной подземке исправность путей проверяют с помощью трёх составов. По словам заместителя начальника центра диагностики Московского метрополитена Михаила Старостина, первый такой поезд запустили ещё в конце прошлого века. Используется он до сих пор.
В 2013 году появилась новая модель. Её назвали «Синергия». Потом и этот поезд усовершенствовали: спустя три года в метро поступил диагностический поезд «Синергия-2». Здесь проверка осуществляется с помощью лазера, в предыдущих моделях для этого используются дополнительные колёса.
Михаил отмечает, что диагностические поезда ходят по всем линиям метро. Каждую ветку проверяют раз в неделю.