Режиссёр Александр Котт известен зрителям по таким фильмам, как «Брестская крепость», «Лачуга должника», «Обратная сторона Луны» и др. Он окончил ВГИК, а после вернулся в стены родного вуза уже в качестве педагога: вместе с братом Владимиром руководит мастерской на кафедре режиссуры игрового фильма. Специально для «ЗБ» мастер дал несколько советов тем, кто хочет получить профессию режиссёра.
Без фотоаппарата никуда
Александр признаётся, что сам в 1994 году пошёл поступать практически без подготовки: узнал от приятеля о внеплановом наборе и решил попробовать силы. Правда, опыт выстраивания кадра у него был благодаря серьёзному увлечению фотографией. Конечно, так повезёт не каждому.
При поступлении, помимо экзаменов по русскому языку и литературе, абитуриентов ждут собеседование и испытания творческой и профессиональной направленности. И к ним можно и нужно подготовиться.
— По сути, абитуриент должен собрать творческую папку: написать эссе о том, почему хочет стать режиссёром, сочинение с описанием случая из жизни и представить пять своих лучших фотокадров, — рассказывает Александр Котт. — В нашей мастерской мы с братом сразу смотрим на объём. Папка не должна быть многотомником. Если будущий режиссёр не может просто и понятно объяснить, почему выбрал именно эту профессию, то как он собирается доносить идеи своих фильмов до зрителей?
Воображение на практике
Важные навыки режиссёра — умение выбрать план, найти подходящее место для съёмок, подобрать актёра. И для этого стоит потренировать воображение.
— Помню, когда я был студентом, захожу к однокурснику в общагу, а он сидит перед белой стеной и смотрит в одну точку. Я спросил, всё ли в порядке. Оказалось, он не сошёл с ума, а включил воображение и смотрит своё будущее кино на пустой стене.
По словам Александра, сначала студенты учатся снимать немое кино, ведь изначально оно и было придумано бессловесным. А ещё тренируются искать подходящих на роль актёров.
— У нас один первокурсник уговорил сняться для его учебного задания Сергея Гармаша и Любовь Германову. Все, конечно, были удивлены. Но это было явно лишним. Хороший режиссёр должен уметь искать «говорящие» лица даже среди тех, кто никогда не попадал в фокус камеры.
Пример признанных мэтров
Наконец, по словам мастера, если вы задумываетесь о профессии кинорежиссёра, надо много читать и смотреть хорошие фильмы.
— В своё время на меня большое впечатление произвели фильмы «Деликатесы» Марка Каро и Жан-Пьера Жене, «Иллюзионист» Йоса Стеллинга, «Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри. Из советских фильмов это были: «В бой идут одни старики» Леонида Быкова, «Начало» и «Тема» Глеба Панфилова, «Торпедоносцы» Семёна Арановича, «Я буду рядом» Павла Руминова.