В апреле откроется запись в музыкальные школы округа. Одним из самых популярных инструментов традиционно остаётся фортепиано. Как помочь ребёнку полюбить занятия и стать востребованным пианистом, рассказала Марина Дубровская — педагог с 40-летним стажем из ДМШ им. С.И.Мамонтова на Ярославском шоссе. Секретами успеха также поделились ученики и их родители.
1.В каком возрасте начинать?
— Оптимальный возраст — шесть лет. Ребёнок уже достаточно развит физически и интеллектуально, а до школы ещё год, и нагрузки не так много, — говорит педагог. — Но не поздно начать и в восемь.
Например, её воспитанник Артём Ваулин поступил в музыкальную школу в семь лет. Сегодня он студент Московской государственной консерватории им. Чайковского, уже признанный виртуоз. Обучение совмещает с работой концертмейстера.
— Первым крупным успехом для меня стала победа на Международном музыкальном конкурсе Власенко, мне было 12 лет, — рассказывает пианист. — Нас пригласили играть в Рахманиновском зале Московской консерватории — это было важнее самой победы.
2.Нужно ли заставлять, если ребёнок ленится?
— Меня и саму порой заставляли играть, и я благодарна отцу за настойчивость, — признаётся Марина Дубровская. — Одарённым ребятам нужно говорить: надо, ведь сами они не всегда могут правильно расставить приоритеты. Но делать это, конечно, без криков и наказаний.
Родителям двенадцатилетней Олеси Цалоевой не приходится напоминать дочке о том, что дома нужно заниматься. Она сама бежит к инструменту, особенно любит сложные произведения Баха.
— Но случается, дочке всё же трудно сесть за пианино, если она сильно устала в школе, — отмечает мама девочки Залина. — Тогда денёк разрешаю пропустить, но не больше.
3.Правда, что спорт для музыкантов под запретом?
— Лихо закрученный мяч в волейболе, баскетболе или пионерболе действительно может повредить пальцы и суставы кистей. А вот танцы, в том числе спортивные, пойдут только на пользу, — считает Марина Дубровская. — Одна моя ученица даже окончила нашу школу искусств по двум направлениям: фортепиано и хореография.
Артём Ваулин эти тезисы подтверждает.
— Руки — мой инструмент, я их берегу, — подчёркивает он. — Я сам раньше увлекался боксом. Но когда решил стать профессиональным пианистом, оставил в своём расписании только тренажёрный зал и плавание.
4.Обязательно ли учить сольфеджио?
— От сольфеджио я и сейчас не в особом восторге, — смеётся Артём. — Но это музыкальная математика, законы, по которым строятся композиции. Знание сольфеджио помогает быстрее разучивать пьесы.
Олеся отмечает, что, если вникнуть, сольфеджио может по-настоящему заинтересовать.
— Бывают очень любопытные задания: например, написана партия только для правой руки и нужно самостоятельно подобрать подходящие ноты, которые будут играться левой рукой. Это как логическая игра, — привела пример девочка.
5. Как быть, если надоело?
— Был момент классе в шестом, когда мне не то чтобы надоело или разонравилось, но я смотрел на сверстников, у которых было больше свободного времени, и немного им завидовал, — признаётся Артём. — Мне очень помогали концерты: аплодисменты, признание, жизнь на сцене, а ещё победы на крупных конкурсах. Это было компенсацией за немного «взрослое» детство.
В целом периоды «бунта», когда хочется отложить занятия, нередко встречаются у учеников. В этот момент можно попробовать предложить альтернативу.
— Был случай: одна моя ученица вдруг заявила, что не хочет больше заниматься фортепиано, — говорит Дубровская. — Мы с ней подумали и решили, что она переведётся в класс арфы. В нашей школе это одна кафедра. И она успешно освоила этот инструмент, играет в оркестре. А пианино со временем полюбила снова.
ГБУДО г. Москвы «Детская школа искусств им. С.И.Мамонтова»: Ярославское ш., 65. Тел. учебной части: (499) 183-1704. Сайт: mamontov.arts.mos.ru