Со дня рождения прославленного полярного лётчика Михаила Сергеевича Бабушкина, чьё имя носят Бабушкинский район и улица в СВАО, исполнилось 130 лет. О ярких событиях в жизни героя рассказал «ЗБ» ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ и почётный полярник Фёдор Романенко.
Механик с золотыми руками
— Вся жизнь Бабушкина — необычная история, — говорит Фёдор Романенко. — В царской России пилотами могли быть только офицеры. Но Михаил Сергеевич смог воплотить мечту без этого звания.
Далось это непросто. Сначала юный Михаил устроился работать в бакалейную лавку мальчиком: разносил покупки по дачам в Лосиноостровске, убирался. При этом денег не получал: он был в обучении. Конечно, искусство резать хлеб и работать веником дело нужное, но отнюдь не дело всей жизни.
Самолёты будущий лётчик видел нередко и буквально влюбился в них с первого взгляда. И вот случайно на одной даче он познакомился с инженером, который пригласил его в мастерские Северной железной дороги. У паренька оказались золотые руки, он быстро стал отличным механиком, его заметили. В книге «Записки лётчика М.С.Бабушкина. 1893- 1938», где собраны дневниковые записи Михаила Сергеевича, есть такое воспоминание: «Однажды старший техник сказал мне: «Ну, Бабушкин, теперь ты будешь подручным мастера. Кладём тебе 12 целковых в месяц».
Дальше были курсы в Москве, где Бабушкин на отлично освоил двигатели внутреннего сгорания, и его пригласили на завод «Бенц». А потом началась Первая мировая война…
Разведывал лёжки тюленей
Опытных пилотов стало не хватать, и руководство Гатчинской школы воздухоплавания объявило дополнительный набор на курсы пилотов, и об этом по счастливой случайности услышал Михаил Сергеевич. Его зачислили, учился и впоследствии летал будущий полярный лётчик так, что его даже не отправили на фронт, а оставили в школе инструктором.
После Первой мировой, революции и других бурных событий Бабушкин мечтал снова сесть за штурвал самолёта. Вдруг ему объявляют: староват ты, друг, для авиации! Михаилу на тот момент было немногим более 30.
И тут — новая удача. Оказалось, на Севере нужны пилоты и возраст не помеха. Так Бабушкин стал полярным лётчиком. Он разведывал лёжки тюленей и направлял зверобоев. Поначалу местные жители отнеслись к гостю настороженно. Вот как описывал Михаил Сергеевич первые полёты: «В этих суровых краях люди ещё ни разу не видели, как человек летает, и теперь вдруг — как снег на голову свалился — прилетела и опустилась за селом невиданная птица: самолёт! Они переговаривались:
— От сатана!.. И кожа на ём чёрная.
— А очи, очи-то бесовские, склянные… Зверя, сатана, распугает».
«Починил» самолёт верёвкой
Михаил Сергеевич первым в истории совершил 15 посадок на хрупкую дрейфующую льдину, и его опыт лёг в основу теории посадки на лёд. В 1928 году он принял участие в эвакуации экипажа потерпевшего крушение дирижабля «Италия». В 1930-х годах на самолёте-амфибии Ш-2 участвовал в спасении челюскинцев.
— Звание Героя Советского Союза пилот должен был получать за спасение экипажа ледокола «Челюскин», — считает Фёдор Романенко. — При погрузке его самолёт был повреждён, и Бабушкин со товарищи буквально «на коленке» починили его, скрепив части машины… верёвкой! На таком самолёте он не только добрался до Большой земли, но и спас членов экипажа погибшего ледокола.
Но звезду Героя Бабушкин получил позже, совершив вместе с Водопьяновым полёт на Северный полюс. СССР стал первой державой мира, лётчики которой смогли это сделать.
В тот раз он был пассажиром
В судьбе полярника было много счастливых случайностей. Но случайность в итоге трагически оборвала жизнь героя в мае 1938-го, прямо накануне переезда в новую московскую квартиру. Как рассказывала в одном из своих интервью внучка лётчика Елена, дед всегда говорил бабушке: «Не бойся, Маша: пока я за штурвалом, ничего плохого со мной не может случиться, самолёт я посажу в любой ситуации».
Но в тот день Михаил был пассажиром ТБ-3, взлетевшего с аэродрома неподалёку от Архангельска. Есть версия, что накануне аварии он сломал ногу. Управлять самолётом не мог, и за штурвалом был другой пилот. Загорелся двигатель, во время жёсткого приводнения Бабушкин сломал рёбра. Как капитан, он покидал машину последним. И не смог выплыть…
Герой похоронен на Новодевичьем кладбище.