Вопреки расхожему мнению улица Образцова в Марьиной роще названа не в честь артиста-кукольника Сергея Образцова, а в память о его отце — выдающемся инженере-путейце Владимире Николаевиче Образцове. Он полвека преподавал в МИИТе и жил в доме напротив, тогда — на Бахметьевской улице. Но Сергея Владимировича эти места тоже помнят: он жил здесь с 1928 по 1938 год.
И тут Негритёнок запел
Часто пишут, что родился Сергей Владимирович в Москве. На самом деле он появился на свет в Медведкове, где семья снимала дачу. Впервые об этом он рассказал в интервью по случаю своего 85-летия: «Село это было, дачная местность, там меня мама родила…»
Учился в реальном училище, потом семь лет во ВХУТЕМАСе и пел в Музыкальном театре им. В.И.Немировича-Данченко, тогда ещё здравствовавшего. А первую куклу — Негритёнка — сделал студентом в 1918 году. Туловище сшил из чёрного чулка, волосы — из старого каракулевого воротника, глаза — пуговки от детских ботинок.
Строгая преподавательница требовала, чтобы студент исполнил романс «Средь шумного бала» по системе Станиславского. Семнадцатилетнему юноше было «стыдновато» — казалось, получается фальшиво. Тогда он взял Негритёнка, спрятался за спинкой стула, выставил руку с куклой — и запел. Негритёнок кружился в вальсе, замирал, утирал слёзы… Все хохотали, преподавательница была в восторге. Позже к Негритёнку присоединилась кукольная Обезьянка, дуэт исполнял «Мы сидели с тобой». Так родился новый жанр — романс с куклой.
Колыбельная для Тяпы
В детском приюте, куда Сергей устроился учителем рисования и ночным дежурным, работала учительницей Софья Смыслова. Напрямую спросить, как она к нему относится, юноша не решался и вложил вопрос в уста того же Негритёнка… Вскоре Сергей и Софья поженились. Время было голодное, родители жениха подарили молодым на свадьбу две толстые селёдки из профессорского пайка Владимира Николаевича.
Сонечка была первым зрителем номеров Сергея, шила для кукол одежду, сделала чехол для переносной ширмы. В 1922-м родился сын Алёша. А летом 1928 года, через несколько дней после рождения дочери, Софья Семёновна умерла: сепсис, антибиотиков тогда ещё не было.
Пережить горе Образцову помог Тяпа. Эту куклу в виде младенца (голова из папье-маше, изумлённые глаза, приклеенный хохолок из волос Алёши) он сделал для номера «Колыбельная» на музыку и стихи Мусоргского. Артист уходил со сцены в тишине — зрители не хлопали, чтобы не разбудить малыша Тяпу.
«Джим и Доллар»
В апреле 1931 года к Сергею Владимировичу обратились из Центрального дома художественного воспитания детей: предложили создать театр кукол. Не было даже помещения, собирались дома у одного сотрудника. Но через год театр открылся премьерой «Джим и Доллар». Это история об американском мальчике, который решил приехать в СССР, а Доллар — кличка его собаки. Эти животные вообще сыграли важную роль в жизни Образцова.
Возглавив кукольный театр, он ещё и оставался артистом МХАТа 2-го — был в Москве такой театр. В спектакле «Чудак» его персонаж вёл разговоры с собакой, для этого на сцену выбегал сеттер Образцова по кличке Май. А ещё в репертуаре была «Хижина дяди Тома», где роль свирепого пса исполняла собака по кличке Муза (породы дог), её хозяйкой была актриса Ольга Шаганова. На гастролях они с Сергеем вместе выгуливали собак — в итоге в Москву вернулись мужем и женой.
Они прожили вместе 50 лет. Ольга Александровна была постоянным аккомпаниатором мужа. К слову, она сыграла Буратино в первой экранизации сказки Алексея Толстого. Маска из папье-маше и фанерный короб полностью скрыли её лицо и фигуру.
Товарищ Бузиков
Тем временем квартира на Бахметьевской стала тесновата: помимо Сергея с супругой, двоих детей и няни, там жили родители Образцова и его брат с женой и ребёнком. Сергей Владимирович дал объявление, что купит пай в кооперативе. В тот же день ему позвонили: предложили трёхкомнатную квартиру на Каляевской улице. Затем пришёл некий товарищ Бузиков и велел идти с ним в контору. Там Образцов отдал мужчине солидного вида деньги и паспорт. После этого «пайщиков» и след простыл.
Через месяц артисту позвонили из уголовного розыска: Бузикова поймали. Но потеря денег отодвинула переезд в собственную квартиру на семь лет, в кооператив МХАТа в Глинищевском переулке Сергей и Ольга переедут только в 1938 году. А за год до этого и театр Образцова обрёл здание на площади Маяковского.
Кстати, Образцов с уважением относился к телевидению. «Через телевидение к нам домой приходит искусство. В театре наш спектакль видят тысячи людей, а по телевидению — миллионы», — говорил он на встрече со зрителями в «Останкино» в 1981 году. В завершение он показал номера «Минуточка» и «Тяпа» — с теми же самыми куклами, с которых всё начиналось.