13 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения первой женщины Героя Советского Союза, отважной партизанки Зои Космодемьянской (1923-1941). Она ушла на фронт в 18 лет, а перед этим успела поработать на компрессорном заводе «Борец» (не сохранился), располагавшемся на Складочной улице.
Вместе с братом
В 1930-х завод «Борец» был одним из крупнейших производителей насосов для паровозов и судов, промышленных компрессоров. А с началом Великой Отечественной войны предприятие начало выпускать военную продукцию — мины и реактивные снаряды. Многие сотрудники ушли на фронт, а их место заняли женщины и школьники. Среди них были восемнадцатилетняя Зоя и шестнадцатилетний Шура Космодемьянские.
«Я знаю, что мы с тобой сделаем. Пойдём на «Борец» учениками-токарями» — с такими словами обратился к Зое брат в конце июля 1941 года по воспоминаниям их матери Любови Космодемьянской.
Зое предложение понравилось. К тому времени она вместе с матерью шила на дому вещмешки для бойцов, но неотступно искала для себя «настоящее дело».
Никаких жалоб на усталость
«Они поднимались чуть свет, возвращались с работы поздно, но никогда не жаловались на усталость», — вспоминала Любовь Тимофеевна.
По её словам, вернувшись с ночной смены, ребята не ложились спать, пока не приберутся в комнате. Именно в эти дни начались первые бомбардировки Москвы. «Вражеские самолёты уже гуляют над самым городом. Но ритмично и спокойно идёт работа. Полные coзнания ответственности перед Родиной, рабочие ни на минуту не покидают станков», — писала «Вечерняя Москва» в июле 1941 года.
Рассказывала газета и о таких подростках, как Зоя с Шурой: «40 школьников пришли к директору одного из московских заводов со словами: «Мы считаем себя мобилизованными на трудовой фронт. Дайте нам любую работу, и мы обещаем её успешно выполнить». А когда одну четырнадцатилетнюю школьницу, невзирая на её мольбы, отказались принять из-за маленького роста, она, увидев в цеху небольшой станок, настояла, чтобы её обучили на нём работать. И вскоре начала выполнять норму наравне с остальными.
Верила в победу до последнего вздоха
Однако главной целью Зои было — попасть на фронт любой ценой. В октябре 1941 года она добилась, чтобы её приняли в состав диверсионной группы Западного фронта для действий в тылу врага. Девушка попала в плен в ноябре 1941 года в подмосковной деревне Петрищево во время поджога конюшни и домов, где останавливались фашисты.
Зою зверски пытали, часами водили по морозу раздетую и босиком, но она никого не выдала. Её вера в победу была такова, что за минуту до смерти она крикнула фашистам: «Пока не поздно, сдавайтесь в плен. Победа будет за нами!» Истерзанное тело казнённой партизанки удалось предать земле только через месяц: фашисты не давали снимать его с виселицы, продолжая над ним глумиться.
Страна узнала о подвиге Зои Космодемьянской после освобождения деревни — в январе 1942 года военный корреспондент газеты «Правда» Пётр Лидов написал о ней очерк «Таня» (так она себя называла в честь героя Гражданской войны Татьяны Соломахи).
Этюды и наброски для Кукрыниксов
О тех трагических днях сохранились военные воспоминания выпускника ВГИКа Петра Веременко (1917-2002). Он стал единственным художником, присутствовавшим при эксгумации тела Зои для опознания в январе 1942 года.
— Боевые задания отца часто состояли в фиксации обстоятельств совершённых подвигов по горячим следам, — рассказал «ЗБ» его сын, художник Михаил Веременко. — Он вспоминал, как молодая девушка, ещё совсем девочка, лежала на снегу, и снежинки падали на её красивое лицо. Утирая слёзы, он успел сделать несколько набросков маслом. Отец украдкой забрал как величайшую реликвию найденный на теле Зои грубый холщовый ремешок. Он прикрепил его к своему этюднику и бережно хранил до конца жизни. Мою младшую сестру родители назвали Таней в честь псевдонима Зои Космодемьянской.
Пётр Веременко после войны окончил ВГИК и много лет проработал художником-постановщиком на «Мосфильме». Он не написал картину о подвиге юной разведчицы, а свои наброски и этюды передал художникам Куприянову, Крылову и Соколову, известным нам как Кукрыниксы. Они побывали в Петрищеве весной того же года и вскоре создали широко известную картину «Таня» (находится в Третьяковской галерее). На ней партизанка изображена в последний момент перед казнью.
Фото: Агентство “Москва”