У Дома культуры им. Луначарского на Сельскохозяйственной улице почти вековая история. Его построили в конце 1920-х годов для рабочих Ростокинской камвольно-отделочной фабрики.
Заинтересовать текстильщиков
Первые 11 рабочих клубов появились рядом с текстильными фабриками, в том числе на улице Текстильщиков — так 100 лет назад называлась Сельскохозяйственная улица. Автором проекта, по которому построили ростокинский и ещё три клуба, стал архитекторконструктивист Леонид Веснин, бывший к тому времени действительным членом Российской академии художественных наук. Как писал журнал «Строительство Москвы» в 1928 году, «труден был путь пионеров клубного строительства». Первый заказчик строительства — губернский отдел текстильщиков — сам до конца не знал, чем точно будут заниматься в клубе советские трудящиеся — слушать лекции, устраивать кинопоказы, проводить танцевальные вечера. Проекты создавали с чистого листа.
Оркестр репетировал в подвале
А через пару лет архитекторы лично опросили посетителей первых клубов и выяснили интересные подробности. В клубе Ростокинской фабрики по проекту было запланировано 10-12 комнат, и их явно было мало. Как отмечалось в обзоре рабочих клубов Москвы 1932 года, посетители веснинских клубов жаловались «на отсутствие комнаты для драмкружка, на то, что духовой оркестр из рабочих занимается в подвале — в комнате, из которой звуки проникают в соседние помещения и мешают другим занятиям».
Не нравилось рабочим и отсутствие спортивного зала. «Физкультурные упражнения происходят на сцене зрительного зала, где постоянно стоят гимнастические аппараты. Сцена тёмная и ни в какой мере не подходит для массовой гимнастики с аппаратами» — такой отзыв записали архитекторы во время опроса. Впоследствии помещения клубов подверглись перепланировкам.
«Ринальдо, я ни в чём не виновата»
Отдельной критики удостоился зрительный зал на 450 мест. Он «не в состоянии вместить то огромное количество людей, которое стремится в него попасть», — жаловались посетители. Ведь сюда приходили не только рабочие Ростокинской фабрики, но и остальные жители села Леонова.
Кстати, в 1930-х в некоторых клубах крутили кино, в зал набивались под завязку. Немые фильмы шли с титрами. Это были отдельные кадры с пояснительным текстом, вмонтированные в фильм в такой последовательности. «Вот ревнивый муж занёс над героиней карающий кинжал. Затем следовал титр: «Не убивай меня, Ринальдо, клянусь, я ни в чём не виновата». Далее публика с содроганием видела, как неумолимый Ринальдо пронзает жертву кинжалом, вслед за чем следовал титр: «Умри же, проклятая!» — делился воспоминаниями москвовед Юрий Федосюк.
В те годы было ещё много неграмотных людей, поэтому титры держали на экране утомительно долго.
«В это время по залу проходил громкий шёпот: малограмотные читали титры по складам, грамотные читали их неграмотным спутникам», — вспоминал Федосюк.
Луначарский одобрил «Русалку»
Большие надежды на рабочие клубы возлагал нарком просвещения Анатолий Луначарский, чьё имя носит клуб в Ростокине. В конце 1920-х годов он посетил десятки клубов по всей стране, считая, что здесь зарождается новая пролетарская культура. По словам историка Михаила Юдина, Луначарский «был всесторонне образованным человеком, о котором говорили: «Большевик среди интеллигентов, интеллигент среди большевиков».
Луначарский в отличие от других революционных деятелей не отрицал буржуазную культуру, а предлагал опираться на неё и брать лучшие её образцы. Так, он настаивал на создании антирелигиозных пьес для клубных драмкружков и одновременно радовался, что в тех же клубах ставят «Русалку» и другую классику. «Это настоящие шедевры. Я не видел рабочих постановок, но радуюсь им», — писал Луначарский.
При нём книжные издательства — государственные и частные — в 1920-х годах большими тиражами печатали сборники рассказов Льва Толстого, Чехова, Короленко. Пополнялись библиотеки рассказами и стихами советских писателей — Демьяна Бедного, Бориса Горбатова, Дмитрия Фурманова. Не забывали о зарубежной литературе: советский журнал «Красная новь» печатал на своих страницах произведения Гюго и Золя, правда, только посвящённые жизни и борьбе пролетариата.
Сегодня ДК им. Луначарского передан в ведение окружного спортивно-досугового центра «Кентавр». Здесь действуют творческие кружки, проходят фестивали.