Недавно во время земляных работ при благоустройстве в Большом Гнездниковском переулке археологи обнаружили белокаменное надгробие начала XVIII века. Выяснилось, что оно принадлежит Марии Плещеевой — дочери стольника Семёна Плещеева, который до неё владел усадьбой Свиблово.
Причудливая вязь и орнамент
О находке «ЗБ» рассказал заместитель руководителя Департамента культурного наследия столицы, главный археолог Москвы Леонид Кондрашёв. По его словам, археологи высказывали предположение, что в историческом переулке могут быть найдены старинные артефакты. Ведь здесь до 1930 года стояла церковь Николая Чудотворца в Гнездниках. Там в усыпальнице раньше были похоронены многие представители рода Плещеевых.
— Мария Плещеева умерла в ноябре 1702 года на девятнадцатом году жизни. Об этом свидетельствует надпись в центре надгробия. Она выполнена вязью — особым видом письма, при котором буквы соединяются друг с другом причудливым образом. Выполнение такой надписи требует большого искусства, — рассказал Леонид Кондрашёв.
О том, что мастер, изготовивший надгробие, был настоящим умельцем, свидетельствует и резной растительный орнамент, обрамляющий плиту. Сейчас надгробие передано в Музей истории Москвы и представлено в основной экспозиции на выставке «История Москвы для детей и взрослых». Но археологи продолжают его изучать.
Скосила неизвестная болезнь
Семёну Фёдоровичу Плещееву усадьба Свиблово и одноимённое село достались в наследство от его дяди Михаила Львовича, который в своё время с большим трудом отстоял эти владения перед царём Алексеем Михайловичем у других дворян. Межевщикам пришлось дважды ездить в Свиблово, чтобы уточнить его границы и собственника.
— После смерти Семёна Фёдоровича и его жены Свиблово унаследовала их девятилетняяя дочь Мария, — продолжает Леонид Кондрашёв. — Но в 18 лет девушка внезапно умирает. И в это же самое время, в ноябре 1702 года, от горячки умирает её дядя Фёдор Плещеев, которому было 30 лет. Горячка же, как правило, симптом заразной болезни. Отсюда мы можем предположить, что безвременная кончина дяди и племянницы могла быть связана именно с ней.
Интрига с завещанием
Село и усадьбу после смерти незамужней Марии Плещеевой унаследовал её дядя по материнской линии Кирилл Нарышкин, троюродный брат царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I.
— Это было очень странно, потому что Мария не оставила письменного завещания. Однако Кирилл Нарышкин уверял, что она дала ему обещание устно. Поэтому у историков есть гипотеза, что Нарышкин мог просто присвоить поместье, как тогда делали многие другие дворяне, пользуясь якобы устными завещаниями, — объяснил Кондрашёв.
Нарышкинское барокко
По рассказам современников, Нарышкину достались деревянные хоромы с шестью горницами, баня, два погреба, ряд хлебных амбаров, сад с яблонями, грушами и вишнями. На другом берегу Яузы стоял скотный двор, а на самой реке были плотина и мельница.
— Кирилл Алексеевич сразу принялся обустраивать усадьбу. Так как он был участником Северной войны, то привлёк к этому мастеров из числа пленных шведов. В Свиблове построили солодовенный завод, людские покои, поварню, каменный господский дом на берегу Яузы и Троицкую церковь в стиле нарышкинского барокко. Дом и церковь сохранились до сих пор, — отметил Леонид Кондрашёв. — Интересно, что свой господский дом Нарышкин украсил в том числе и трофейными ценностями. Даже на оконных рамах были видны имена и гербы баронов, из чьих замков он их забрал.
Впрочем, Нарышкины владели Свибловом недолго: уже через 18 лет оно по суду перешло к Плещеевым.